Законодательные новшества. Однако многие настроены весьма скептически, сомневаясь в эффективности повышения штрафных санкций. По словам генерального директора сбытовой компании “РКС-Энерго” Михаила Коломыцева, некоторые недобросовестные частные потребители умудряются “нажечь” в месяц электричества на 40‑50 тысяч рублей.
Как мы писали в предыдущих выпусках, в прошедшем году законодательные инициативы, касающиеся энергетики, сыпались словно из рога изобилия. И хотя работы для законотворцев по‑прежнему непочатый край как в части тарифного регулирования отрасли, так и технологического присоединения, им удалось значительно продвинуться вперед в решении многих наболевших проблем. Нельзя не отметить приятную тенденцию: власть, наконец, обратила внимание на развитие альтернативной энергетики и экономию природных ресурсов, были приняты важные законопроекты в этих сферах.
Итак, продолжаю свой рассказ о наиболее значимых законодательных новшествах России в энергетике.
Полиция на страже ТЭКа
Одним из наиболее острых вопросов прошлого года, вокруг которого продолжают “ломаться копья” и сейчас, стала охрана опасных объектов топливно-энергетического комплекса. Законодательные инициативы Минэнерго России в данном направлении оказались настолько смелыми, что затянули крепкий узел противоречий между властью, охранным бизнесом и энергетиками.
Разумеется, энергообъекты средней и высокой категории опасности нуждаются в пристальном надзоре и самой тщательной охране. Ведь страшно представить, какими могут быть последствия в случае серьезных происшествий или, не дай Бог, террористической угрозы, к примеру, на атомных станциях. Однако так ли плоха существующая система безопасности и стоит ли ее кардинально менять?
В июле 2013 года президент Владимир Путин подписал Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона “О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”. Документ закрепляет за правительством Российской Федерации полномочия устанавливать порядок информирования об угрозах и свершившихся фактах несанкционированного проникновения и вмешательства в работу объектов ТЭКа. Кроме того, правительство было наделено правом определять требования по обеспечению безопасности линейных объектов ТЭКа с учетом их особенностей. Ранее данными полномочиями обладал Национальный антитеррористический комитет.
Ситуация сильно накалилась осенью 2013 года, когда в Государственную думу был внесен проект поправок к законам, в соответствии с которыми Минэнерго и МВД получали практически исключительное право на охрану опасных объектов ТЭКа. Ко второму чтению в документе говорилось о том, что все энергообъекты высокой и средней категории опасности должны охраняться исключительно силами ФГУП “Ведомственная охрана” Министерства энергетики или организации МВД – вневедомственная охрана и ФГУП “Охрана”. Исключение делалось лишь для “Газпрома”, “Транснефти” и “Россетей”. Проект сразу же вызвал шквал критики со стороны многих участников рынка.
Заместитель министра энергетики РФ Юрий Сентюрин пояснил: “Цель в том, чтобы охранные структуры стратегических АО, которым принадлежит львиная доля объектов высокой и средней опасности, получили статус ведомственной охраны, а другие пользовались услугами государственных охранных структур”.
Под защитой МВД и Минэнерго находятся, в основном, объекты, являющиеся собственностью государства или госкорпораций (к примеру, “Росатома” или “Ростехнологий”). Значительная часть остальной опасной энергоинфраструктуры охраняется частными охранными предприятиями (ЧОПами). При этом, как отмечают многие заказчики, услуги государственных охранных структур влетают в копеечку, а качество их значительно уступает ЧОПам.
“Если говорить о качестве охранных услуг, то показательным примером могут служить печальные события 2010 года на Бакшанской ГЭС в Кабардино-Балкарии. Террористы проникли на объект, расстреляли двух сотрудников охраны и произвели два взрыва. И охранялась станция именно сотрудниками МВД. Конечно, нельзя, основываясь только на данном происшествии, категорично утверждать о некомпетентности государственной охраны. Однако нет никаких сомнений, что многие ЧОПы ничуть ей не уступают. И если на заре капитализма, в начале 90‑х годов, зачастую частные охранные фирмы представляли собой полулегальные формирования с сомнительными методами работы, то сегодня это совершенно законный и упорядоченный бизнес. Ведь соответствующие лицензирующие и надзорные органы буквально глаз не спускают с деятельности ЧОПов. Что касается охраны объектов ТЭКа, то отличный пример – это “Газпром”. Газовый концерн пользуется услугами собственного охранного предприятия под названием “Газпромохрана”. Они охраняют колоссальные по протяженности линейные объекты в самых разных регионах и неплохо с этим справляются”, – считает президент группы компаний “Городской центр экспертиз” Александр Москаленко.
Инициатива Минэнерго была воспринята в штыки как рядом компаний топливно-энергетического комплекса, так и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). В своем письме спикеру Госдумы Алексею Нарышкину президент РСПП Александр Шохин заявил: “Принятие данной поправки приведет к монополизации рынка охранных услуг госорганизациями и предприятиями”.
Это мнение поддержала и Федеральная антимонопольная служба. В результате поправки были отклонены.
Однако в январе текущего года Госдума приняла сразу во втором и окончательном третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О полиции” и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”. Документ закрепил все контрольно-надзорные функции и обязанности по обеспечению безопасности объектов ТЭКа за полицией. В частности, составлять протоколы о нарушениях требований безопасности, а также антитеррористической защищенности опасных объектов ТЭКа, в соответствии с документом, также будут работники полиции. “Реализация требований представляемого законопроекта будет произведена за счет перераспределения штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации и в пределах текущего финансирования МВД России”, – гласит пояснительная записка к законопроекту.
Либерализация рынка СПГ: зеленый свет инвестициям
По словам министра энергетики РФ Александра Новака, либерализация экспорта сжиженного природного газа – это одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед Министерством энергетики России. Такая задача уже давно поставлена президентом РФ, и в конце прошлого года она, наконец, получила законодательное воплощение.
На сегодняшний день доля России на мировом рынке СПГ составляет приблизительно 4,5 процента, при этом к 2020 году планируется увеличить этот показатель до 11‑12 процентов.
Сейчас ни для кого не секрет, что именно газовая промышленность является “ударной силой” отечественной экономики. И хотя “пальму первенства” в поставках “голубого топлива” в европейские страны по‑прежнему сохраняет за собой Россия, в последнее время ее позиции несколько ослабли. Серьезным “противовесом” российскому газу стали набирающие обороты поставки СПГ. По некоторым оценкам, сегодня СПГ-терминалы могут обеспечить более 35 процентов внутреннего потребления газа в Европе. При этом полным ходом продолжается расширение мощностей по регазификации СПГ.
Необходимость расширить круг организаций, допущенных к экспорту сжиженного природного газа, активно обсуждается с 2012 года. До недавнего времени абсолютная монополия в данной сфере принадлежала “Газпрому”. Среди отечественных компаний, которые станут новыми “игроками” на этом рынке, – “Роснефть” и “НОВАТЭК”. Переломный момент наступил во время последнего Санкт-Петербургского экономического форума, когда представители “Роснефти” и “НОВАТЕКа” подписали соглашения с зарубежными контрагентами об экспорте СПГ. “Мы видим, что у них есть эти договорные отношения. У нас есть подтверждения от китайских и японских партнеров, что они к этому готовы, подписи руководителей компаний. Мы считаем, что есть серьезные намерения, и не сомневаемся в том, что они их реализуют после принятия закона”, – заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Осенью 2013 года Минэнерго представило в администрацию президента на согласование законопроект о либерализации экспорта СПГ. Уже в октябре проект был одобрен правительством РФ.
“Мы должны показать, что мы конкурентоспособны и, конечно, что мы являемся надежным поставщиком энергоносителей, и нужно создать условия для увеличения доли России на газовом рынке”, – отметил председатель правительства Дмитрий Медведев.
В свою очередь, глава Минэнерго Александр Новак на брифинге по итогам заседания правительства рассказал: “Законом не предусмотрена координация Министерством энергетики деятельности по строительству заводов либо по организации экспорта газа”. Как подчеркнул министр, речь идет исключительно о том, что компании будут информировать министерство о новых проектах, направлениях поставок, сроках и контрагентах.
В ноябре законопроект был принят Госдумой, а уже в следующем месяце подписан президентом. Документ наделяет правом осуществлять экспорт сжиженного природного газа государственные компании и их “дочки”, являющиеся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря. Таким образом, “Роснефть” и проект “Ямал СПГ” (реализуется с участием “НОВАТЭКа”) получили долгожданный доступ к перспективному направлению.
Как поясняют представители Минэнерго, принятие закона дает “зеленый свет” реализации крупных инвестиционных проектов, способствует увеличению доли России на мировом газовом рынке.
“Это существенный шаг на пути привлечения современных инвестиций, современного оборудования, а также развития смежных отраслей”, – убежден Александр Новак.
Испугается ли энерговор штрафов?
“Энерговоры” – так прозвали тех, по чьей милости существенно тормозится развитие энергетического комплекса, а добросовестные потребители вынуждены платить больше. К сожалению, выражение великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина, гласящее, что “у нас в России воруют все и при этом, хохоча, приговаривают: “Да когда же все это кончится” актуально не только для бизнеса и чиновников. Ведь и среди обычных граждан немало желающих “сэкономить” за чужой счет – к примеру, на электричестве или других ресурсах.
Постоянная борьба энергокомпаний с безучетным и бездоговорным потреблением, незаконным подключением к сетям, конечно, приносит определенные плоды. Однако энергетики не перестают упрекать российскую Фемиду в излишней мягкости к энерговорам.
В декабре прошлого года в силу вступил Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 7.19 и 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”. Документ значительно ужесточает административную ответственность за самовольное подключение к сетям и трубопроводам, безучетное потребление электрической и тепловой энергии, нефти, газа, нефтепродуктов.
Для граждан размер взыскания составит 3‑4 тысячи рублей. Для должностных лиц штраф установлен в размере 6‑8 тысяч рублей, для юридических – 60‑80 тысяч рублей.
Кроме того, положения документа существенно повышают штрафы за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил эксплуатации, устройства энерго- и топливопотребляющих установок, тепловых сетей и т. д.
“Инициативу увеличения штрафов за несанкционированное подключение к сетям, безусловно, поддерживаем. Это позволит сократить определенный процент незаконного потребления электроэнергии… Речь идет о любых случаях незаконного подключения к электрическим сетям, включая бездоговорное потребление”, – считают представители ОАО “Ленэнерго”.
Однако многие настроены весьма скептически, сомневаясь в эффективности повышения штрафных санкций. По словам генерального директора сбытовой компании “РКС-Энерго” Михаила Коломыцева, некоторые недобросовестные частные потребители умудряются “нажечь” в месяц электричества на 40‑50 тысяч рублей.
“Очевидно, что таких абонентов штраф в 3‑4 тысячи рублей не испугает. Есть и юрлица с реальным объемом потребления на 5‑10 миллионов рублей, которые оплачивают лишь 10 процентов от этой суммы. Понятно, что и для них штраф в 80 тысяч рублей не станет помехой. Карательные санкции станут эффективными лишь тогда, когда будут соизмеримы с реальным хищением энергии”, – убежден господин Коломыцев.
Три категории потребителей газа
Проблемы подключения объектов к энергетическим коммуникациям – будь то электро-, тепло- или газовые сети – остаются извечным “камнем преткновения”. Разумеется, прежде всего, это связано с несовершенством законодательства в данной сфере.
30 декабря 2013 года правительством РФ принято постановление “Об утверждении правил подключения объектов капительного строительства к сетям газораспределения”.
Как сказано в пояснительной записке к документу, “правила регламентируют процедуру выдачи технических условий и непосредственного подключения строящихся (построенных, реконструируемых) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям. Определяются существенные условия договора об осуществлении подключения к газораспределительным сетям. Устанавливаются требования к выдаче технических условий для подключения к газораспределительным сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения. Документом также вносятся изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021)”.
Постановление разделяет всех потребителей газа на три категории. К первой из них относятся те, кто расходует не более 5 кубометров в час. Это достаточно для “работы газоиспользующего оборудования в составе бытовой плиты и котла, которые обеспечивают проживание в частном доме площадью до 280 кв. м семьи из четырех человек”. Кроме того, в данную категорию вошли субъекты среднего и малого предпринимательства, использующие газ для коммерческой деятельности с расходом не более 15 кубометров в час. Для таких потребителей размер платы устанавливается в пределах от 20 до 50 тысяч рублей.
Вторая категория объединила потребителей с максимальной мощностью газоиспользующего оборудования менее 500 кубометров газа в час. Третья – свыше 500 кубометров газа в час. Плата для абонентов, относящихся ко второй группе, отныне определяется на основании стандартизированных тарифных ставок. Потребители же третьей категории будут платить исходя из индивидуального проекта по техприсоединению.
Павел КАНАЕВ
Энергетика и промышленность России № 03 (239) февраль 2014 года
http://www.eprussia.ru/epr/239/15723.htm