Ситуация с неплатежами в сфере ЖКХ достигла критического уровня, при том что жители платят за коммуналку достаточно исправно. Снабженцы винят управляющие компании и видят выход из ситуации в передаче полномочий по сбору платежей с населения единым расчетным центрам. Однако эксперты полагают, что ЕИРЦ вряд ли наведут порядок в отрасли. За последние пять лет долги перед ресурсоснабжающими организациями выросли на 70%.
Общая задолженность по России в настоящий момент составляет порядка 1 трлн рублей. В Ленинградской области эта сумма превышает 9,7 млрд рублей (по приблизительным подсчетам). При этом прямые платежи населения составляют 95% от начисленных сумм, а от управляющих компаний ресурсникам поступает всего 60% от собранных средств.
Страшный секрет
Точную сумму задолженности 47-го региона назвать не представляется возможным, в сфере ЖКХ царит хаос не только в обслуживании, но и в финансовой отчетности.
Региональное правительство не контролирует денежные потоки в сфере ЖКХ до такой степени, что не ведет учета и систематизации накопленных огромных долгов. За время подготовки материала в комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти журналисту “ДГЛО” несколько раз отказывали в предоставлении запрошенной информации по причине ее отсутствия. При этом советовали сделать отдельный запрос в каждую ресурсоснабжающую организацию. С учетом того, что компаний по тепло- и водоснабжению в области несколько сотен, совет можно приравнять к предложению перетаскать воду Ладожского озера наперстком.
После третьего запроса и личного обещания председателя комитета Константина Полнова подготовить необходимые сведения, данного им журналисту “ДГЛО”, в редакцию поступил долгожданный документ. Но ни слова о долгах управляющих компаний в нем не было, сведения касались только населения. Известный принцип властей предержащих — “Во всем виноваты граждане” — работает в области четко.
При этом данные были только по общей задолженности жителей Ленобласти, дифференцировать сведения по предоставляемым услугам (вода, тепло, газ, электроэнергия) специалистам профильного ведомства не удалось.
Руководство муниципалитетов Ленобласти финансовые проблемы в сфере ЖКХ волнуют также только в публичных заявлениях. Информацию по коммунальным платежам в районных администрациях, как выяснилось, не собирают. Так, из 18 районов на обращение “ДГЛО” смогли ответить только пять: Кировский, Всеволожский, Сланцевский, Лужский и Бокситогорский. Остальные муниципалитеты редакционный запрос проигнорировали. А администрация Выборгского района пошла в признании своего неведения дальше всех: там порекомендовали опросить каждую управляющую компанию отдельно, поскольку “объем и характер информации, указанный в письме [запрос “ДГЛО”], является составной частью работы управляющих организаций и относится к коммерческой деятельности самостоятельных юридических лиц”.
Корень зла
Данные по долгам 47-го региона оперативно и четко предоставили только заинтересованные участники платежной цепочки сферы ЖКХ: ресурсоснабжающие организациии — ЗАО “Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург”, АО “Петербургская сбытовая компания”, ООО “РКС-энерго” и филиал АО “Газпром теплоэнерго”.
Общая сумма просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ 47-го региона перед крупнейшим поставщиком электроэнергии в Ленобласти АО “Петербургская сбытовая компания” составляет 865 млн рублей. Из них задолженность управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК составляет 86,1 млн рублей, задолженность прочих предприятий ЖКХ (котельные, объекты водоснабжения и водоотведения) – 778,9 млн рублей.
“Ситуация с ростом задолженности предприятий ЖКХ повторяется из года в год. Лето котельные проводят без электроэнергии, потом часть предприятий банкротится, и на их место приходят новые фирмы-однодневки. А многомиллионные долги, оставленные за прошлый отопительный сезон разорившимися предприятиями, практически невозможно получить. Свои неплатежи сбытовым компаниям предприятия ЖКХ объясняют тем, что им в свою очередь не поступают деньги от управляющих компаний”, — рассказал генеральный директор ООО “РКС-энерго” Александр Борошнин.
Общая задолженность областных предприятий перед “РКС-энерго” составляет порядка 200 млн рублей. По словам Борошнина, управляющие компании, как правило, являются независимыми организациями, которые берут в аренду коммунальную инфраструктуру. При этом они не владеют никакой собственностью, то есть нет никаких гарантий, что они вернут деньги, если накопят долги.
“Например, условная управляющая компания имеет в уставном капитале 100 тыс. рублей, а должна нам около 1 млн рублей. Более того, когда договор аренды заканчивается, местные власти нанимают новую управляющую компанию, и выходит, что сбытам даже не с кого взимать долги. А в каждом населенном пункте сейчас десятки управляющих организаций. На мой взгляд, пока их активы не станут соизмеримы с задолженностью, проблема неплатежей не решится”, – считает эксперт.
По мнению “РКС-энерго”, минимизировать проблему дебиторской задолженности для ряда потребителей с длинным циклом отключения и тех, ограничение которых ниже аварийной брони не допускается, позволит введение финансовых гарантий.
В областном филиале АО “Газпром теплоэнерго” мнение коллег разделяют: “Основной причиной накопления долгов населения является несвоевременное перечисление денежных средств управляющими компаниями в период за 2014–2015 годы, собранных с населения в счет оплаты коммунальных ресурсов”.
Филиал осуществляет теплоснабжение в девяти районах 47-го региона, общая сумма задолженности потребителей перед компанией составляет 360 млн рублей, из них доля управляющих компаний и ТСЖ – порядка 283 млн рублей.
Марина Мелицова, заместитель генерального директора ЗАО “Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург”, полагает, что решить проблему помогут изменения в законодательстве.
Сумма просроченной задолженности потребителей (физических лиц) за поставленный природный газ в Ленобласти перед ЗАО “Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург” составляет 65 млн рублей, долг управляющих компаний– 3,6 млн рублей.
“С начала этого года ужесточились меры, применяемые к должникам. Мы имеем право начислять пени неплательщикам по новым, повышенным, коэффициентам. Это касается всех категорий потребителей, как промышленных и теплоснабжающих, так и управляющих компаний, а также населения”, — говорит Мелицова.
На местах
Если снабженцы в долгах единодушно обвинили управляющие компании, то в тех районных администрациях, где контроль денежных коммунальных потоков все-таки осуществляется, мнения разделились. “Основная причина накопления долгов — это низкая платежеспособность населения”, — говорит и. о. заместителя главы администрации Сланцевского района Андрей Лавренов.
Заместитель главы администрации Всеволожского района Евгений Иглаков признает, что “низкая платежная дисциплина отдельных категорий граждан” имеет место, однако отмечает, что при получении оплаты от населения управляющие компании зачастую тратят основную часть денег на содержание и ремонт жилья, а на погашение долгов за коммунальные услуги перечисляют оставшиеся средства. “Оплата за коммунальные услуги осуществляется по остаточному принципу”, — делает он вывод.
Единый расчет
На федеральном уровне, в рамках президентской комиссии по ТЭК было принято несколько решений о необходимости создания единых расчетных центров. Реализовать и апробировать пилотные проекты решили в двух самых сложных регионах — в Ленинградской и Московской областях, рассказал член правления – руководитель блока стратегии и инвестиций ПАО “Интер РАО” Ильнар Мирсияпов. “ЕИРЦ сегодня является единственным легитимным действенным механизмом, способным прекратить воровство и нецелевое использование средств в секторе ЖКХ”, — заявил он. Однако в Ленинградской области ЕИРЦ уже существует.
“Еще до поручения президента по инициативе регионального правительства в 2015 году в Ленобласти был создан расчетно-кассовый центр с уставным капиталом 100 млн рублей. Денег у области столько нет, поэтому пригласили банк “Россия”. Акции распределились следующим образом: 51% у ПАО “Интер РАО”, 25+1% у правительства Ленобласти и 23% у банка “Россия”, — рассказал директор АО “Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области” Денис Шабарин.
В настоящее время у организации подписаны соглашения с 15 районами Ленобласти. Не присоединились только три района — Кингисеппский, Волосовский и Тосненский.
“Пока не хотят подписывать соглашение некоторые частные компании, у которых есть собственные опасения, страх потери контроля над ситуацией, а также нежелание упускать финансовые потоки. Поскольку при получении денег от населения управляющая компания в первую очередь закрывает собственные финансовые проблемы и только после этого перечисляет деньги ресурсникам. А наш центр деньги расщепляет между ресурсоснабжающими организациями в день поступления, — говорит Шабарин. — Содержание текущей работы ЕИРЦ ведется за счет агентских вознаграждений, при этом мы заходим в районы ровно на тех же условиях, что были до нас: где-то вознаграждение составляет 0,8%, а где-то 2,7%”.
Мешок по выводу денег
Однако оптимизм представителей единого расчетного центра разделяют не все как на федеральном уровне, так и на местах. Так, по словам и. о. заместителя главы администрации Лужского района Владимира Картавенко, работа территориального управления АО “ЕИРЦЛО” вызывает нарекания со стороны жителей муниципалитета.
“При переходе на новое программное обеспечение базы коммунальных начислений были допущены технические недоработки, что привело к ошибкам в выпущенных квитанциях. Квитанции были выставлены несвоевременно. Это вызвало недовольство населения и сокращение поступлений. Жалобы граждан связаны также с дополнительным сбором при оплате квитанций в отделениях банка и почты. В администрации неоднократно проводились совещания по устранению замечаний. Вопрос об установке кассы для оплаты населением квитанций без комиссионного сбора со стороны ЕИРЦ до сих пор не решен”, — подчеркнул Картавенко.
По мнению председателя наблюдательного совета Сообщества потребителей энергии Александра Старченко, потребителю важно иметь выбор и возможность заплатить за коммунальные услуги удобным и простым способом. Создание какого-либо единого центра по сбору денег с населения, причем регулируемого административными методами, уровень сервиса не повысит, а снизит.
“Я пережил в разных регионах работу нескольких расчетных центров. Как только ЕИРЦ попадает под контроль чиновникам, курирующим деятельность управляющих компаний, он становится мешком, через который начинают кредитоваться или выводить деньги. Может произойти повторение истории с пропажей 143 млрд рублей. Конечно, потом деньги найдут, в смысле соберут снова с других потребителей, но к улучшению сервиса это отношения не имеет, — поделился опытом Старченко. — В большинстве регионов ЕИРЦ будут делать на самописных программах, что бессмысленно и убого. На мой взгляд, оптимально создавать такие центры на базе Сбербанка. Во-первых, он обладает всеми необходимыми техническими ресурсами, а во-вторых, это позволит снизить уровень комиссии. Предложить Сбербанку новый денежный поток, при этом настоять сделать человеческую комиссию”.
Источник: Елена Скоропоспешная, Деловая газета Ленинградской области, www.dglo.ru
http://www.dglo.ru/news/2016-06-29/tayny-zhilishchno-kommunalnogo-dvora