Еще одна сетевая организация Ленинградской области — МП “Всеволожское предприятие электрических сетей” (ВПЭС) — изменила схему расчетов за транзит электроэнергии.
По данным “Ъ”, ВПЭС уже письменно уведомило “Ленэнерго” о расторжении договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Предприятие заключило с “РКС-Энерго” договор, который начнет действовать с 1 мая этого года. ВПЭС не устроил предложенный “Ленэнерго” тариф за транзит электричества, согласно которому предприятие недополучит около 70 млн рублей необходимой валовой выручки (НВВ), утвержденной комитетом по тарифам и ценовой политике Ленобласти. Договор с “РКС-Энерго” позволит ВПЭС получать все деньги за передачу электроэнергии до своих потребителей и уже самостоятельно рассчитываться с “Ленэнерго”. До этого платежи собирал держатель котлового тарифа — “Ленэнерго”, которое рассчитывалось с другими сетевыми организациями. “Мы очень долго вели переговоры с “Ленэнерго”, но результатов они не дали. Для моего предприятия потеря 70 млн рублей может завершиться банкротством — это примерно треть всей годовой выручки, поэтому нам ничего не осталось, как изменить схему расчетов и заключить прямой договор с “РКС-Энерго””, — пояснил “Ъ” Алексей Полухин, директор ВПЭС.
Муниципальное предприятие “Всеволожское предприятие электрических сетей” осуществляет функции распределения и подачи электрической энергии (мощности) потребителю по соответствующим распределительным сетям на территории Всеволожского района Ленинградской области. В частности, предприятие работает в Токсово, Всеволожске, Рахье.
Проблемы энергетикам создало постановление правительства России N 442, по которому “Ленэнерго” и другие сетевые организации получили право рассчитываться со своими партнерами, исходя не из НВВ, установленной для каждой сетевой организации местным регулятором, а по факту (согласно счетчикам). До этого в похожем положении оказалась вторая по величине после “Ленэнерго” сетевая компания Ленобласти — ЛОЭСК, которая в итоге также заключила прямой договор с “РКС-Энерго”.
В “Ленэнерго” считают, что действуют в рамках постановления правительства, предлагая смежным сетевым организациям платить по счетчику (см. “Ъ” от 14.01.2013). Участники рынка считают, что обе стороны понять можно: “Ленэнерго”, девять месяцев прошлого года отработавшее себе в убыток, пытается сократить расходы, а смежные сетевые организации недовольны тем, что это происходит за их счет. Каждая из сторон уверена, что действует в рамках правового поля.
“Ленэнерго” как держатель котлового тарифа долгое время было расчетным центром, через который шли все платежи, но вошло в конфликт со смежными сетевыми компаниями, в результате чего они недополучают НВВ и появляется риск отключения наших потребителей, — прокомментировал ситуацию генеральный директор “РКС-Энерго” Михаил Коломыцев. — Мы не инициаторы всех этих событий, но и пройти мимо не можем. Наши потребители подключены напрямую к сетям как ЛОЭСК, так и ВПЭС. Без необходимого НВВ эти сетевые организации просто не смогут оплачивать нам потери, например, ВПЭС сейчас задолжало 36 млн рублей. Выходит, я бесплатно кредитую это предприятие”.
Исход из “котла” “Ленэнерго” двух сетевых организаций может подтолкнуть к аналогичному шагу и других участников областного рынка — всего на территории Ленобласти действует несколько десятков сетевых компаний. По мнению экс-председателя комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти Павла Березовского, после ухода компаний денежный поток, проходящий через “Ленэнерго”, может снизиться примерно на 3 млрд рублей в год. Всего “Ленэнерго” зарабатывает в Ленобласти около 10 млрд рублей в год. Кроме того, отмечает господин Березовский, для компании существенно усложнится работа со смежными сетевыми организациями: если раньше они де-факто финансово зависели от “Ленэнерго” и его выплат, то после изменения схемы расчетов ситуация изменится зеркальным образом — “Ленэнерго” придется обосновывать смежным организациям объем предоставленных услуг.
Борис Горлин